15. Ограничение эротики и порнографии в СМИ

  • Опубликовано: 14 January 2013
  • Автор: danik

К оглавлению

Средства массовой информации используют множество способов привлечения читательской или зрительской аудитории. Среди таких приемов отдельно выделяется использование эротических образов. Мы помним, что в Пакте о гражданских и политических правах говорится, что государство может ограничивать свободу слова, в том числе, для защиты нравственного здоровья населения. Нормы, ограничивающие использование эротических и порнографических материалов, призваны как раз защитить психику граждан, особенно молодежи.

 Уголовное преследование вчера и сегодня. В Уголовном кодексе СССР (ст. 228) указывалось, что уголовно преследуется изготовление, распространение или рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера, а также торговля ими или хранение с целью их продажи или распространения. Казахстанский кодекс (ст. 273) дает новую формулировку, согласно которой запрещается незаконное распространение порнографических материалов и предметов, а также незаконное изготовление таких материалов и предметов с целью их распространения. Существует мнение, что в данном случае мы имеем дело с так называемым бланкетным способом изложения нормы, когда в статье нормативного правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. Другими словами, указано, что запрещается незаконное изготовление порнографическим материалов, но при этом о законных способах ничего не сказано. Нет и подзаконного акта, который бы более детально урегулировал эту сферу. В связи с этим судам очень сложно определить, что же именно является незаконным изготовлением и распространением порнографии.

Если вести речь непосредственно о СМИ, то нам необходимо обратиться к ст. 1 Закона о СМИ, где даются общие понятия. В частности, мы встречаем определение продукции эротического характера, под которой подразумевается печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. В комментарии к Закону о СМИ, выполненному НПА «Адил соз», по этому поводу говорится, что продукция, распространение которой требует специфического правового режима, связана в законе с понятием «секс». В справочной литературе это понятие разъясняется как сумма психических реакций, переживаний и поступков, связанная с проявлением и удовлетворением полового влечения. Такого рода признаки также являются необходимым элементом порнографии. Попытки разграничить понятия «эротика» и «порнография», предпринятые в законодательными актах, нельзя признать успешными. Так, закон «О культуре» определяет порнографию как непристойность, крайнюю циничность в изображении чего-либо, касающегося пола, половых отношений. Это сводит содержание понятия к оценочным суждениям, которые могут носить индивидуальный характер и не зависеть от правовых предписаний[1].

Для понимания первой формулировки необходимо разобраться с используемыми формулировками. «Эксплуатирующими интерес» следует считать издания, программы и другие формы распространения массовой информации, которые для привлечения к себе внимания используют психологическую привлекательность для читателей или зрителей отображаемых соматических процессов, посредством которых удовлетворяется половое влечение.

Выражение «в целом» используется в смысле «значительный, большой объем». Но какое соотношение этого объема со всем остальным объемом – вопрос остается открытым. Думается, что законодатель должен установить процентное соотношение. Скажем, в российском комментарии юристы под словами «в целом» понимают такой процентаж – информация о сексе не должна превышать 40 процентов площади отдельного номера печатного СМИ.

Систематичность означает не просто многократное (три и более случаев) использование подобной информации в изданиях или программах, а их внутреннее единство, образующее определенную издательскую политику или стратегию вещания.

Далее следует обратить внимание на ст. 2 Закона о СМИ, которая к числу злоупотреблений свободой массовой информации относит пропаганду культа жестокости, насилия и порнографии. В уголовном законодательстве ответственность за пропаганду порнографии отсутствует, в то время как наказание за пропаганду культа насилия и жестокости указывается в ст. 274 УК РК, хотя официального толкования двух этих понятий нет. Пропаганда (от лат. рropagandа – распространение) – деятельность лиц по распространению информации, направленная на формирование в массовом сознании установок и (или) стереотипов поведения, либо имеющая целью побудить или побуждающая лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения[2]. В отличие от подстрекательства к конкретному преступлению, которое обращено к конкретному лицу, пропаганда носит общий характер и обращена к неопределенному кругу лиц.

Отличие порнографии от эротики. Как уже упоминалось в комментарии к статье 1 ЗоСМИ, хотя действующее законодательство содержит официальное толкование термина «порнография», оно не дает четкого ответа на вопрос о том, чем порнография отличается от эротики.

Осознание невозможности четко выделить порнографию из многообразия форм художественного описания и изображения того, что связано с полом, половой жизнью, заставило «практиков», т.е. юристов, бизнесменов, государственных чиновников, имеющих дело с порнографией, а также ученых, исследующих порнографию, прибегнуть к своего рода «ступенчатой» классификации соответствующих произведений: стали различать «эротику», «мягкую порнографию», «жесткую порнографию». Так, в гораздо более либеральных, чем в бывшем СССР, законодательствах большинства западных стран, запрещена «жесткая порнография», а «мягкая порнография» и «эротика» не только допускаются, но, практически, стали социально приемлемыми и допускаемыми в публичных местах, например, в рекламе. Там же, где это различие пока не проводится или оно не зафиксировано в законодательстве и административной практике, – царит пуританизм в практике публичного отношения к полу и половой жизни (как, например, в СССР до недавнего времени), либо – с отменой цензуры – приходит эпоха тотальной и нерегулируемой «порнографизации» публичной жизни (как, например, в бывших соцстранах по мере их освобождения от идеологической цензуры).

При этом четкие критерии отличия «эротики» от «мягкой порнографии», последней – от «жесткой порнографии» теоретически обосновать трудно. Практические же критерии, которыми могут руководствоваться, скажем, чиновники соответствующего ведомства, – налицо. Речь идет, в конечном счете, о том, что находится в кадре или что является «предметом описания». Жесткая порнография отличается от мягкой только тем, что в ней внимание сосредоточивается на половом акте как таковом и во всех возможных перспективах, во всех физиологических соотношениях описываются или демонстрируются гениталии. Физическое насилие (как самоцель) и всякие перверсии здесь отсутствуют. В дальнейшем, говоря о порнографии, мы будем иметь в виду жесткую порнографию, ибо она более, чем другие формы порнографии, свободна от двусмысленности и неопределенности, которые свойственны вообще порнографии как явлению жизни, как художественному и социальному феномену[3].

Известный казахстанский киновед Олег Борецкий в соавторстве с Е. Богодуховой в одной из своих статей предлагает попробовать определить порнографию через понятия, заложенные в традиционные определения: циничность, непристойность, разврат.

  1. Порнография как циничное изображение – изображение секса без любви.
  2. Порнография как непристойное изображение:
      • изображение секса без обольщения (физиологическое и натуралистическое вместо эротического и эстетического);
      • абсолютная неприкрытость в изображении полового акта;
      • разрушение интимности (изображение группового и коллективного секса, триолизм и т. д.).

 3. Порнография как развратное изображение – самоценный показ физиологии совокупления (по Н. Бердяеву – «любовь к любви (сексу), вместо любви к лицу»).

Пытаясь провести грань между порнографией и эротикой, авторы публикации предлагают принять во внимание разработанную специалистами Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РК методику исследования объектов порнографического содержания – понятия эротики и порнографии дифференцируются по критериям замысла (содержания) и воплощения. Предлагаемый ниже перечень признаков характеризует порнографию, относимую экспертами к виду «жесткая порнография», «жесткое порно».

Отличия по замыслу (содержанию):

а) эротика предполагает наличие основной сюжетной линии, показывающей всю сложность и глубину человеческих переживаний, где показ сексуальных сцен является органическим продолжением, подтверждением глубоких эмоциональных переживаний героев. Замысел порнографии достаточно одномерен, аналитичен и включает лишь одну идею – показ натурализма области гениталий и самого полового акта;

б) эротическое искусство самоценно, неутилитарно, оно исследует человеческий мир, открывает в нем новые грани – порнография жестко функциональна, она вызывает только сексуальное возбуждение;

в) целью эротики является показ новых сторон человеческого бытия, еще не понятых и не принятых массовым сознанием и отчасти нарушающих обыденные нормы благопристойности – порнография оперирует стандартными клише и, вследствие этого, ее основной целью является нарушение общественных условностей, спекуляция на дефиците новизны – показе необычных форм половой жизни, сильнее возбуждающих людей;

г) эротика – это, прежде всего, средство свободного самовыражения художника. Порнография – это коммерция, тиражирование, массовость, стандартность – производство, нацеленное на получение прибыли;

д) эротика индивидуальна: как в исполнении, так и в предмете ее интересует неповторимое, своеобразное; порнография имеет дело со стандартным, деиндивидуализированным сексом, ее предметом является не личность, не индивидуальное тело, а гениталии;

е) эротическое искусство расширяет границы человеческой свободы, возводит в культ красоту человеческих отношений посредством показа красоты тела – порнография отрицает нравственность, унижает человека, превращая его в объект сексуальных манипуляций. В частности, унижение женщины показано посредством пропаганды традиционной идеологии мужского господства, закрепляя право на сексуальную эксплуатацию женщин.

Отличия по воплощению (приемам и средствам):

а) приемы и средства воплощения эротики используются таким образом, что увиденное или прочтенное скорее соблазняет и намекает на сексуальные действия, стимулирует, нежели показывает их. Приемы и средства порнографии используются только для демонстрации чистой физиологии – натурализма гениталий и половых отношений;

б) по степени откровенности и детализации в эротических произведениях основное экранное время либо основной объем печатного текста посвящен отражению развития интимных, личностных отношений, демонстрации красоты тела и чувств человека. При этом каждое действующее лицо наделено определенным характером, их поступки окрашены эмоциональным и психологическим содержанием.

Показ отдельных элементов сексуальных отношений не является самоцелью, а используется для подчеркивания психологической глубины эмоциональных переживаний героев. При демонстрации того или иного фрагмента интимных, в том числе, сексуальных отношений, а также обнаженных тел (мужских, женских) используется общий либо средний план; отсутствуют прямые ракурсы съемок и направленность освещения; отсутствует акцент на анатомо-физиологических особенностях половых органов.

В порнографии – преимущественное использование крупного плана, направленности освещения, а также прямых ракурсов съемки, с целью фиксации деталей того или иного фрагмента сексуальных отношений, либо анатомо-физиологических подробностей половых органов, актов естественных отправлений человеческого организма и пр. В печатных изданиях представление в натуралистической форме физиологии совокупления дается путем подробного описания сцен полового акта, их вариантов, различных форм сексуальных отклонений, анатомо-физиологических особенностей половых органов, актов естественных отправлений человеческого организма и пр., причем в таких понятиях и выражениях, когда они интерпретируются однозначно – без какого-либо иного смысла, кроме грубо-натуралистического с указанием частных деталей того или иного фрагмента сексуальных отношений.

Описываемые действия и детали представляются в непристойной форме, с использованием нецензурных выражений, а также набора терминов, которые отражают интимную и сексуальную сторону половых отношений в грубо вульгарном, пошлом виде.

Итак, критерии, разделяющие эти два понятия, эротика и порнография, достаточно однозначны и объективны. Вместе с тем отдельные студии видеозаписи, занимающиеся тиражированием видеопродукции, либо печатные издания – газеты, журналы с целью повышения тиража и получения прибыли ищут определенные варианты, которые позволили бы им балансировать на узкой грани, отделяющей эротику от порнографии. В таких случаях появляются «произведения» категории «крутая эротика», практически ничем не отличающиеся от все той же порнографии. Судебная экспертиза чаще всего относит их к разряду «мягкая порнография»[4]. Так или иначе, каждый отдельный случай требует проведения специальной экспертизы.

Правовые последствия и регламент. Статья 13 Закона о СМИ предусматривает в качестве основания приостановления и прекращения выпуска СМИ в том числе распространение радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера[5]. Другими словами, демонстрация порнографии и эротики на казахстанских теле- и радио-каналах запрещена, тогда как прессы этот пункт не касается, а значит, и приостановление выпуска печатного СМИ на этом основании невозможно. В контексте этой статьи любопытно привести в качестве примера ситуацию, возникшую вокруг телеканала «Ирбис». В 2002 году генеральный директор ТРК «Ирбис» Амангали Жаксыбаев опубликовал статью «Как уничтожали «Ирбис» – о телеканале, который  со страниц государственных изданий обвинили в пропаганде порнографии. Не пересказывая статью, отметим порядок развивавшихся действий:

-        ТРК «Ирбис» в октябре 2001 г. заключила договор о сотрудничестве с ТРК «31 канал» (г. Алматы) и ретранслировала в полном объеме именно казахстанский телеканал, полностью отказавшись от самостоятельной ретрансляции других каналов. Фильмы «Интим» и «Нарушая запреты», фрагменты которого были признаны порнографическими, были показаны именно в рамках ретрансляции;

-        руководитель аппарата акима Павлодарской области обратился с запросом в Управление культуры, информации и общественного согласия Павлодарской области, в котором попросил принять меры к телеканалу «Ирбис», который, по его мнению, транслирует фильмы порнографического содержания;

-        пресс-служба акима Павлодарской области разослала в редакции местных изданий целый пакет так называемых «заявлений» и «обращений», в которых содержится призыв «принять меры и дать правовую оценку действиям ЗАО ТРК «Ирбис»;

-        инициирован иск Министерства культуры и общественного согласия к ТРК «Ирбис». По решению суда вещание телерадиокомпании было прекращено на три месяца. На заседании правительственной комиссии, которая рекомендовала отозвать лицензию у «Ирбиса» и целого ряда региональных компаний, министр культуры РК Мухтар Кул-Мухаммед согласился, что фильмы «Интим» и «Нарушая запреты» не являются порно­графическими. Однако впоследствии фильмы были охарактеризованы как специально-эротические.

Здесь нам важен один аспект – использование термина «специально-эротическая продукция». Рассматривая п. 2 ст. 14 Закона о СМИ мы обнаруживаем разночтения: если в отношении периодических печатных изданий речь идет о материалах «эротического характера», то в отношении радио-, телепрограмм, а также демонстрации кино- и видеопродукции – уже «специального сексуально-эротического характера». В ЗоСМИ расшифровывается, что такое эротическая продукция, но что считать специально-эротической, не сказано. Таким образом, по всей видимости, юридико-техническая ошибка привела к осложнению ситуации вокруг «Ирбиса» в 2002 году.

Также ст. 14 того же акта утверждает, что розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами. Тогда как выход в эфир радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера, пропаганда культа жестокости и насилия запрещаются.

Приведем пример, каким образом исполнительный орган может определить порядок продажи соответствующей продукции. Так, постановлением акимата Актюбинской области от 16 июня 2003 года № 142 утверждены правила розничной торговли периодическими печатными изданиями, публикующими материалы эротического характера. Ими предписывается акимам районов г. Актобе определить, согласно данным Правилам, специальные стационарные помещения, предназначенные для продажи периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера. Согласно Правилам, запрещается продажа указанной печатной продукции:

1) лицам, не достигшим 18-летнего возраста;
2) в детских и учебных заведениях и на прилегающих к ним территориях в радиусе 150 метров;
3) в государственных учреждениях, в учреждениях культуры, здравоохранения и образования, а также вблизи памятников архитектуры и истории;
4) в общественном транспорте, на остановках, в местах массового отдыха людей. Перечень периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, определяется Комиссией при акимате области по соблюдению порядка реализации печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, по представлению областного управления информации и общественного согласия и на основании экспертного заключения Актюбинской региональной научно-производственной лаборатории судебной экспертизы.

Вопросы для самостоятельной работы с источниками:

1.Как соотносится ограничение эротических мотивов на казахстанском TV с показом эротических фильмов на территории Казахстана по кабельному телевидению?
2.Какова история проката кинокартины Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома»?




[1] Закон о СМИ: как понимать, как применять/ Под редакцией Т. Калеевой. – Алматы: Фонд «Адил соз», 2005.
[2] Бусленко Н. И. Правовые основы журналистки: Словарь-справочник. – Изд. 2-е, доп. и испр. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 253с.
[3] Л. Г. Ионин. Укрощенная эротика / Журнал «Человек». – М., 1992, № 3.
[4] Е. Богодухова, О. Борецкий «Порнография – по науке, по закону и по жизни» –  Бюллетень ЗиП № 3 за 2000 год
[5]Более подробно – в электронном бюллетене Internews Network-Казахстан. В частности, в № 126 и 127 от  2002 года (http://old.internews.kz/rus/bulletin/126/index.htm или http://old.internews.kz/rus/bulletin/127/index.htm)

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.