Как нам обустроить нашу школу?

  • Опубликовано: 9 June 2016
  • Автор: danik

Во всем мире ищут рецепт, как сделать школу современной. Даже в США озабочены этим – Лорен Пауэлл (вдова Стива Джобса) объявила конкурс на лучшую модель школьного образования.

Почему школе нужна реформа? Потому что это живой организм – история педагогики показывает, какими разными были подходы в образовании. Та, которая нам досталась из СССР – только одна из. Но поскольку мы все вышли из этой шинели, нам она кажется максимально логичной. Нам кажется.

Наша школа была супер-подходящей (даже так: супер-пупер) для советского метода хозяйствования и для тогдашних средств коммуникации. СССР – это индустриальная держава, основа которой – промышленность. И советская школа поставляла лучших рабочих и лучших инженеров для этой промышленности.

Современный Казахстан живет чуть менее чем полностью в другой экономической и коммуникационной реальности. Вы можете на секунду осознать, какое количество информации льется на вас, как на взрослого? По вашей собственной воле. На голову школьника льется столько же, сколько на вас - плюс еще больше в рамках школьной программы.

То, что каждый министр образования пытается реформировать нашу школу говорит не о взбалмошности чиновников, а о том, в какой растерянности находятся чиновники. Этот эксперимент не работает. Тот – тоже. Что делать? Трехъязычие? Пятидневка? 12-летка? Профилирование по отраслям? А? Что? Что?!!

И что делать?

Президент правильно сказал – нельзя проводить реформы ради реформ, каждому шагу необходимо серьезное обоснование. Нужно серьезное исследование.

Как его провести, если вы не вдова Джобса и у вас нет 50 млн. долларов, чтобы собрать лучшие идеи по всему миру?

Начните с лучших идей, которые уже есть в стране. Спросите тех, кто является сутью школы – учителя.

Наша проблема в том, что учителям все спускается сверху, с ними никто не разговаривает. Нужен диалог.

Как организовать диалог?

Ежегодно проходят форумы журналистов, пиарщиков, политологов, социологов и философов, но за всю историю Казахстана я не припомню национального конгресса учителей.

Нужная национальная конференция учителей.

Как организовать конференцию?

В Казахстане сотни тысяч учителей, всех не пригласишь. Очевидно, нужен какой-то фильтр. Таким фильтром могут быть успехи педагогов.

Министерству образования нужно просмотреть свои архивы по республиканским предметным олимпиадам и республиканским конференциям «Дарын»  за последние 10 лет. Найти тех учителей, чьи воспитанники попадали на «республику» чаще, чем два-три раза. Из них составить пулл делегатов.

Финансирование

Собственно, это главный вопрос. Желательно, чтобы финансирование носило частный, а не государственный характер. В том числе крайд-фандинг.

Оно включает перелет/переезд учителей, проживание, питание, аренду залов для конференции.

Отдельно следует предусмотреть приезд иностранных специалистов, которые могли бы выступить на пленарном заседании, а затем провести мастер-классы. Нужно определить пулл лучших практиков образовательного менеджмента. Например:

  • Павел Дуров с его проектом модернизации образования.
  • Михаил Казиник с его опытом создания школ нового типа
  • Директоры школ из Финляндии, Сингапура, Великобритании, Южной Кореи

Все эти люди могли бы задать общий тон конференции, вдохновить участников на качественный brain storm.

Менеджеры конференции

Это может быть инициативная группа плюс группа волонтеров. Для этого дела можно инициировать ОФ «Образование Казахстана». Это название будет нести двойной и вполне адекватный смысл.

Что обсуждать?

Как должен строиться процесс обучения?

 А взять хотя бы оценки. В статье «Изнасилование на пятерку»Дима Зицер пишет о несправедливости существующей системы оценивания. Двоечник, который делал 20 ошибок, взялся за ум, и в следующем диктанте сделал 12 ошибок. Но он все равно получит «двойку»

 Какими должны быть учебники, что в них должно входить?

 Один московский учитель рассказывал, что он в своей школе еженедельно проводит с предметниками совещание, они выбирают один концепт, о котором обязательно должны упоминать учителя. Например, «бесконечность». Бесконечность в литературе, в математике, химии, биологии – так, чтобы дети понимали, что все, что они изучают – взаимосвязанные вещи, и что все они – про нашу жизнь

Как учить казахский язык?

Какие вообще цели ставить образование?

Буквально на дня вышла книга философа Марты Нуссбаум «Не ради прибыли», в которой она бьет в набат – гуманитарное знание испытывает кризис, тогда как это важнейшая часть человеческой культуры и этики. Современная школа на западе делает акцент на знаниях, которые могут приносить прибыль.

Каким должен быть учитель? Что вообще такое – учитель?

Тут любопытно – ведь от реформирования учительских компетенций в свою очередь должны будут меняться вузовские педагогические специальности. Вот уже где следует ждать саботаж.

Ребенок в школе. Какой должна быть его жизнь в здании, в котором он проводит большую часть своей детской жизни?

Итоги

По итогам недельной конференции по каждой секции делают практические рекомендации, которые широко освещаются в СМИ и передаются государственным органам.

На основе новых связей (networking) создаются Комитеты: Комитеты по отдельным предметам, Комитеты по методике, которые в течение, скажем, года, ведут работу по анализу существующих учебников, методик и т.д. Их работа также освещается для общественности, результаты исследований публикуются и также передаются в Министерство.

Как менять образование по-другому, я, если честно, не знаю.

А вот те, кто работает в школе – если еще не знают, то как минимум чувствуют.

Рубрики: 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.